МАДОУ ДСКН №2
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №2» города Сосновоборска

г.Сосновоборск, ул. 9 Пятилетки, 7а, тел. (8-39131) 2-10-94

 
Сведения об образовательной организации » Страничка специалистов ГПМПК » У ребёнка нарушена речь. Что делать?

 

Консультация специалистов ГПМПК

У ребёнка нарушена речь. Что делать?

 

Часто родителям бывает сложно определить или понять есть ли нарушения в развитии речи у их ребёнка. А кто-то даже не замечает никаких проблем и просто ожидает взросления и естественной нормализации речевых навыков. Для двухлетнего ребёнка вполне нормально коверкать слова, пробуя разные способы произношения и имитации звуков. Но для пятилетнего ребёнка эти же проявления уже считаются нарушением речи.

      Ребенок с нарушениями речи - это ребенок, имеющий проблемы в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения звуков, темпа и плавности речи, грамматического строя речи, а также в бедности словарного запаса.

Существуют основные типы речевых нарушений у детей:

• Заикание – это нарушение может возникнуть уже в двухлетнем возрасте, характеризуется вынужденным прерыванием и повторением звуков. Как правило, причиной такого нарушения являются испуг, боязнь, в общем, психологический стресс. Состояние поддаётся коррекции.

• Дислалия (косноязычие) – когда ребёнок заменяет одни звуки другими или просто искажает их. Несмотря на вполне грамотную речь, звуки произносятся на «детском языке». Например, слово «рак» произносит как «лак», «шапка» как «сапка» и т.д. Это самое распространённое нарушение речи.

• Дизартрия – характеризуется смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков. Ребёнку не под силу контролировать язык при разговоре, страдают все группы звуков,речь получается стёртой, трудно различимой, словно «каша» во рту.

  • Алалия – проявляется в полном или частичном отсутствии речи у ребёнка трех-пятилетнего возраста при здоровом артикуляционном аппарате и слухе. Детей-алаликов часто называют «безречевыми».

Заметив у ребёнка какие-либо проблемы в развитии, учитель или воспитатель предлагает родителям ребёнкаобратиться в Психолого-медико-педагогическийконсилиум(далее ПМПк),который есть в каждой образовательной организации. Консилиум, в свою очередь, при необходимости, направляет обучающегосяна Психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) для определения условий получения образования.

Если родители сами увидели проблему в развитии ребёнка, то могут по собственной инициативеобратиться в ПМПК.

 

       Безусловно, только специалист, обследуя речь ребёнка, строение артикуляционного аппарата, движение артикуляционных органов, сможет определить наличие речевого нарушения, его тип,  спланировать дальнейшую работу, при необходимости, дать рекомендации по профилактике нарушения речи.

 

Обследование детей в ПМПК осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов  о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка.

При прохождении ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. 

  Для более полного представления о развитии ребёнка, необходимо перед обращением в комиссию получить заключения узких медицинских специалистов. Для уточнения клинической картины речевого нарушения необходимо обязательно получить заключение невролога о речевом развитии ребёнка.

Перед визитомв ПМПК и во время диагностики сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребенку.Не отвлекайте его подсказками, замечаниями или репликами. При необходимости, помощь ребенку окажет специалист.

       По завершении обследования специалисты определяют условия получения образования, в которых нуждается ребёнок.В составе комиссии  работают специалисты разных направлений, что позволяет провести комплексное обследование, по результатам которого предоставляются рекомендации, адекватные развитию ребёнка.

Заключение ПМПК носит рекомендательный характер для родителей,но для образовательной организации, согласно закону об образовании, заключение комиссии является обязательным для исполнения. Поэтому, если ребёнок нуждается в помощи, крайне важно, получив заключение, предъявить его в образовательную организацию.

Сопровождение обучающихся в образовательном учреждении осуществляется  специалистами психолого-медико-педагогического консилиума по адаптированной программе, которая составляется согласно рекомендациям ПМПК.

 

Все дети имеют право на обучение и образование – это базовое право любого   ребёнка. Не все дети могут реализовать это право без специально созданных образовательных условий.

А для получения рекомендаций важно своевременно пройти обследование в ПМПК.

Все проблемы в развитии ребёнка можно заметитьв дошкольном возрасте, в сензитивный период, уверены специалисты. Поэтому очень важно вовремя скорректировать педагогический процесс, чтобы в дальнейшем детям было намного легче в детском саду, в школе и в жизни.

 

 

 

Руководитель ГПМПК

Н.И.Букреева

Учитель-логопед  ГПМПК                                                                                                       

Е.Н. Елисеева

 
в галерею...

Опрос:

Как Вам наш сайт?

  • Отлично
  • Хорошо
  • Неплохо
  • Плохо
  • Не знаю