МАДОУ ДСКН №2
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №2» города Сосновоборска

г.Сосновоборск, ул. 9 Пятилетки, 7а, тел. (8-39131) 2-10-94

 
Сведения об образовательной организации » Делимся опытом » Методический материал МО Познавательное развитие

Использование занимательного познавательного материала в работе с детьми с ОВЗ

В 1896 году молодая выпускница медицинского факультета Мария Монтессори начала работать ассистенткой врача в клинике университета. Здесь состоялась ее первая встреча с умственно отсталыми детьми. Эти дети находились в пустой комнате, без игрушек и книжек, никто не играл и даже не говорил с ними. Однажды Мария заметила, как после обеда детишки нашли корку хлеба и стали лепить из мякиша шарики, Это была их единственная игрушка. Монтессори приветствовала эту игру, а затем стала приносить новые предметы: простые коробки, посуду, лоскутки ткани. Через некоторое время она заметила, что поведение детей стало более осмысленным, что они уже могли играть и общаться друг с другом. Дети, на которых все махнули рукой, развивались. Монтессори укрепилась в мысли, которая стала отправным пунктом ее системы, что для детей – как больных, так и здоровых – необходима специальная развивающая среда: игры и игрушки, которые бы помогали изучать явления окружающего мира. Монтессори штудировала труды по педагогике, психологии и антропологии, в которых она искала ответ на вопрос, насколько развитие интеллекта зависит от помощи педагога. В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме школу для детей с задержками в развитии. Монтессори, став ее директором, начала создавать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Через три месяца дети с ОВЗ почти догнали в своем развитии здоровых сверстников.

Создание необходимо такой среды, попадая в которую, ребенок начнет учиться самостоятельно. Огромное значение для создания подготовленной среды имеют специальные материалы и пособия которые Мария Монтессори придумывала сама, наблюдая за детками разного возраста. Теперь их так и называют «Золотым материалом Монтессори». Самостоятельно играя с дидактическим материалом, ребенок учится ставить перед собой задачи, тут же получает практические навыки их решения, находя собственные ошибки и исправляя их, потому что действует методом проб и ошибок. Доказано, что игры с предметами разной формы, размера и фактуры развивают мелкую моторику пальцев, именно поэтому все монессори – игры требуют мелких движений, аккуратности, точности, внимательности. Разнообразность материала по цвету, форме, размеру, структуре подталкивает ребенка к действию. Все материалы интересны и притягивают также тем, что каждый взрослый при желании может изготовить их сам.

Построение занятий с детьми с ОВЗ, особенно в самом начале, имеет ряд особенностей. Общеизвестно, что одинаковых детей не бывает и каждый ребенок с проблемами в развитии нуждается в индивидуальном подходе. На этапе налаживания контакта с ребенком не надо настаивать на проведении какой – либо игры. Ребенок сам предлагает форму возможного взаимодействия. Для подготовки ребенка с ОВЗ к обучению необходимо сформировать его «учебное поведение». Прежде всего, необходимо, чтобы занятия проводились в определенном, специально отведенном месте. Такая пространственно – временная «разметка» помогает формированию учебного стереотипа. Что касается содержательной стороны занятия, то начинать надо с той деятельности, которую любит ребенок, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения.

Для работы с детьми – аутистами рекомендуется система структурированного обучения. Через опросники для определения сенсорных предпочтений выясняется какая система у малыша преобладает или отстает: тактильная, визуальная, аудиальная. В зависимости от этого рекомендуется использовать различные методы работы: если ребенок визуал, то работаем с картинками, зрительными образами, если аудиал – со звуками и т.д.

Дети, имеющие сенсорные нарушения, лишены возможности полноценно познавать мир. Поэтому коррекционная работа с такими детьми должна быть направлена на развитие зрительно – сенсомоторной координации, ориентировки в пространстве, развитие цветового и слухового восприятия, расширение сенсорных эталонов.

О работе с детьми с отклонениями в умственном развитии представлено в пособии Е.А. Сребелевой. Там расписано более 200 дидактических игр, упражнений задач и загадок, способствующих активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Игры с природным материалом – водой, песком, шишками, желудями и т.д. – включаются в общий комплекс коррекционно – развивающей работе с детьми. В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт.

Очень эффективным способом развития логического и пространственного мышления являются игра в шашки и шахматы, головоломки «Абрис», «Танграм», «Сфинкс» и более сложные «Архимедова игра», «Пентамимо» и др. Данные игры развивают глазомер, зрительно – моторную координацию, восприятие формы, воображение, выделение основных признаков объекта ит.д.

Развивающие игры Воскобовича направлены на развитие логического мышления и пространственного воображения, конструктивных умений и мелкой моторики рук.

Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьениша, «Лего» счетные палочки Кюизенера и др. Эти игра исследования помогут удовлетворить естественные потребности детей в познании окружающего мира, их любознательность.

Широкое применение в коррекционно – развивающей работе получили компьютерные технологии. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у детей, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного воспитания. Нельзя не сказать об использовании загадок при обучении дошкольников с ОВЗ. Умело используемая загадка развивает наблюдательность, учит воспринимать мир многогранно и образно. А форма загадки – краткость, емкость образа, доступная лексика – позволяет использовать ее во всех видах детской деятельности.

Руководитель МО «Познавательное развитие» Л.С. Волкова

 
в галерею...

Опрос:

Как Вам наш сайт?

  • Отлично
  • Хорошо
  • Неплохо
  • Плохо
  • Не знаю