На рассылки кредитных карт с личными данными жалуются клиенты ОТП-банка. На отзывы на портале Banki.ru обращает внимание «Коммерсантъ». Есть ли риски мошенничества при таких рассылках?
Фото: Zuma/ТАСС
Настоящие и бывшие клиенты ОТП-банка массово жалуются на незаконные, по их мнению, рассылки. Во-первых, им приходят кредитные карты, которые они не заказывали и не просили. Во-вторых, именные карты рассылают вместе с личными данными клиента в одном конверте. В-третьих, письмо опускается в обычный почтовый ящик, из которого его легко можно достать, не говоря уже о том, что часто такие ящики в российских подъездах даже толком не закрываются.
Впервые такую схему применил Bank of America в 1958 году, разослав 60 тысяч карт. Сейчас банки таким методом не пользуются: слишком неэффективно, говорит начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. Вдобавок преступная схема, которую рисует воображение (мошенник достает письмо, получает личные данные, активирует карту по телефону и набирает долгов), может сработать только в единичных случаях. Банк все же применяет некоторые правила идентификации клиента, говорит Максим Осадчий.
Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Такой возврат к корням все-таки несет определенные риски, в первую очередь репутационного характера, для банка, занимающегося подобным карточным спамом. Конечно, не всем приятно обнаруживать в своих почтовых ящиках персональную информацию. Практика такого агрессивного маркетинга не считается слишком эффективной, потому что активируют порядка 1% карт. Какой-то мошеннической эпидемии, конечно, нет. Не совсем представляю, каким образом мошенник может активировать карту. Это можно сделать только с определенного номера телефона, во-вторых, банк будет задавать какие-то вопросы, например по предыдущему кредиту. Применяются меры идентификации».
Как пояснили газете «Коммерсантъ» в ОТП-банке, карты рассылаются на протяжении последних десяти лет и отказываться от такой практики никто не собирается. В оправдание говорят, что рассылают карты только надежным клиентам с хорошей кредитной историей, а почтовые ящики закрываются на ключ.
Однако в Центробанке в ответе на запрос Business FM признали, что рассылка карт с кредитной информацией обычной почтой небезопасна. Банк не может убедиться в сохранности персональных данных, а риск их незаконного использования повышается. При этом в ЦБ не считают, что это навязывание допуслуг, поскольку самостоятельный кредитный продукт такой услугой не является. Это скорее недобросовестная практика.
Действительно, банк закон не нарушает, признает председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.
Алексей Линецкий председатель правления Московского юридического агентства «Когда банк подписывает договор с клиентом, наверняка один из пунктов гласит о том, что банк имеет право пользоваться почтовой связью для пересылки документов, и в этом смысле банк достаточно хорошо себя защитил. Урегулировать эту проблему можно, чтобы Центральный банк дал свой нормативный акт, запрещающий подобную практику, а может быть, и потребуется внесение соответствующего изменения в законодательство о банках. С точки зрения банка прямого нарушения нет, а с точки зрения логики, безусловно, такая практика является порочной. Хотя в зарубежных странах, например в Германии, все карты всегда рассылаются только по почте, потом приходит ПИН-код к этой карте, и это считается нормальной практикой, несмотря на то что законодательство о персональных данных в Евросоюзе сейчас очень и очень строгое».
Тем не менее после волны жалоб на рассылки карт ситуацией заинтересовался Роспотребнадзор. Как сообщили в службе, в ОТП-банк направлено письмо с требованием сообщить о мерах для защиты персональных данных клиентов. А Общероссийский народный фронт, как сообщается на его сайте, уже готов оказать пострадавшим консультационную поддержку.